Пенсионная система Южной Кореи: о чем рассказали коллеги из Национальной пенсионной службы
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ |
Пенсионная система Южной Кореи:
о чем рассказали коллеги из Национальной пенсионной службы
Как ранее сообщалось, в начале сентября 2024 года состоялся визит в ЕНПФ делегации Национальной пенсионной службы Республики Корея (далее-NPS) во главе с исполнительным директором пенсионных операций NPS Тэ Гю Джонг.
Представляем Вашему вниманию ключевую информацию о пенсионной системе Южной Кореи, содержащуюся в выступлениях наших коллег.
- Немного истории
Национальные программы, связанные с пенсионным обеспечением, внедрены в Корее в 1988 году и реализовались поэтапно. Оператором национальной пенсии является NPS, осуществляющим следующие выплаты: пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, единовременные пенсионные выплаты. Сбор обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ) также осуществляется NPS по общей ставке 9% (работник/работодатель по 4,5%). Самозанятые лица выплачивают 9 % взносов самостоятельно. Ставка ОПВ росла постепенно: от 3 % в 1988 году, 6 % – в период с 1993 по 1997 год до 9% в 1998 году. По прогнозам, учитывая планируемые меры по оптимизации пенсионной системы, она вырастет до 13%.
В Южной Корее в сфере пенсионного обеспечения были проведены 2 реформы:
– первая реформа в 1999 году (коэффициент замещения дохода (далее – КЗД) снижен до 60%, поэтапно повышается пенсионный возраст с 60 до 65 лет),
– вторая реформа в 2008 году (поэтапное снижение КЗД к 2028 году до 40%).
- Устройство пенсионной системы
За систему социального обеспечения в Республике Корея отвечают два государственных органа: Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Министерство занятости и труда. Система социального обеспечения Южной Кореи охватывает следующие направления:
Тип обеспечения | Покрытие | Ставки взносов | Выплаты | Организация |
Национальное пенсионное обеспечение (Национальная пенсия) | Работники
Самозанятые |
9,0% | Пенсия по возрасту
Пенсия по инвалидности Пенсия по потере кормильца Единовременные выплаты |
Национальная пенсионная служба |
Медицинское страхование | Работники
Самозанятые |
7,09% | Медицинские пособия
Пособия по беременности и родам |
Национальная служба медицинского страхования |
Страхование занятости | Работники | 1,8% | Пособия по безработице
Переобучение Поиск работы |
Центры занятости |
Система страхования от несчастных случаев | Работники | 1,47% | Пенсия по инвалидности
Пенсия по потере кормильца Единовременные гранты (выплаты) Выплаты на погребение |
Корейская служба компенсации и социального обеспечения |
Всего | 19,36% |
Пенсионная система Южной Кореи является многоуровневой, включающей:
– базовую пенсию за счет государства, которую получают около 70% граждан страны в возрасте старше 64 лет,
– национальное пенсионное обеспечение (национальная пенсия осуществляется на ежемесячной основе на протяжении всей жизни лицам, участвовавшим в пенсионной системе более 10 лет, обеспечивается государством, является системой распределительного типа (DB – с установленными выплатами),
– пенсию по возрасту (корпоративная пенсия, зависящая от получаемых доходов),
– индивидуальную пенсию на основе частных сбережений.
Для отдельных категорий граждан (государственных служащих, военных и учителей) существует специальная профессиональная пенсия.
- Достижения
Национальный пенсионный фонд Кореи по размерам пенсионных активов входит в тройку крупнейших фондов мира (пенсионные активы составляют 807 млрд долларов США, по прогнозам экспертов их объем в 2041 г. достигнет 1,4 трлн долларов США). С 1988 г. охват пенсионной системой населения значительно вырос. На конец 2023 года обязательные пенсионные взносы (ОПВ) осуществляли уже 21,2 млн человек, добровольные пенсионные взносы (ДПВ) – более 325,4 тыс. человек. Для сравнения, в 1988 году было только 4,4 млн вкладчиков. Количество получателей выплат выросло в 8 раз: с 600 тыс. в 1993 году до 7,6 млн на конец 2023 года.
- Цифровые услуги
NPS активно развивает услуги через цифровые бесконтактные сервисы (чат-бот, мобильный офис, мобильную справочную службу, мобильное приложение), систему удаленной работы (виртуализация внутренних и внешних пользователей) с помощью облачных сервисов, а также внедряет другие технические новшества. В период с 2018 по 2024 годы устанавливается система информационных технологий 4-го поколения, т.е. в настоящее время NPS находится на стадии внедрения информационной платформы, позволяющей оказывать пенсионные услуги с помощью искусственного интеллекта.
Коллегам из ЕНПФ была продемонстрирована консультация на русском языке «виртуальным сотрудником» NPS, созданным благодаря искусственному интеллекту. Виртуальный консультант NPS может предоставлять информацию и рекомендации, соответствующие потребностям пользователей, на 10 и более языках. По мнению представителей NPS с помощью виртуальных консультантов значительно повышается производительность труда и качество обслуживания, оптимизируются операции и будет привлечено больше вкладчиков. По словам коллег из NPS искуственный интеллект штурмом захватывает рынок и формирует будущее обслуживания вкладчиков, поэтому важно быть готовым принять эти инновационные решения и подробно с ними познакомиться.
- Проблемы и решения
Несмотря на развитость пенсионной системы республики Корея, существует ряд проблем, заключающихся:
– в росте доли пожилых людей в связи с увеличением продолжительности жизни (в 2018 г. люди в возрасте свыше 65 лет составляли 14% от общего объема населения, по прогнозам экспертов в 2051 году эта доля составит 40% от общего объема),
– низком уровне рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 0,8% в 2023 году до 0,7 % в текущем году),
– высоком уровне бедности среди пожилого населения,
– низких ставках взносов в пенсионную систему,
– высоком уровне коэффициента замещения дохода (КЗД),
– высокой доле самозанятых, составляющих 23,5% населения, истинный доход которых трудно определить.
По мнению экспертов, указанные проблемы оказывают большое влияние на стабильность пенсионной системы Южной Кореи и могут стать тяжёлым грузом для молодого поколения. При данной демографической ситуации и отсутствии своевременных мер к 2050 году резервы Национального пенсионного фонда Кореи по прогнозу будут истощены.
Меры для оптимизации пенсионной системы, планируемые в Южной Корее:
– обеспечение большего количества населения базовой пенсией,
– реализация мероприятий по недопущению истощения резервов:
1) увеличение доходности фондов,
2) повышение пенсионного возраста,
3) повышение ставки ОПВ до 13%,
4) снижение КЗД с учетом базовой пенсии до 52% (40% – национальная пенсия и 12% базовая пенсия) и т.д.
Напомним, что 5 сентября 2024 г. состоялась церемония подписания Меморандума о взаимопонимании между Национальной пенсионной службой Республики Корея и АО «ЕНПФ». Меморандум заключен в целях обмена опытом и сотрудничества по вопросам, связанным с развитием пенсионных систем, расширения сферы их действия, создает прочную основу для будущего взаимодействия АО «ЕНПФ» и NPS.
Фотографии по ссылке:
https://www.enpf.kz/ru/about/press-center/visual-media/section-detail.php?SECTION_ID=82
ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан “Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан”, обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).