ПРОЕКТНЫЙ ОФИС «ЖЕТІСУ-АДАЛДЫҚ АЛАҢЫ» ПРОВЕЛ МОНИТОРИНГ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПРАКТИКИ В АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

451

Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Алматинской области совместно с проектным офисом «Жетісу-адалдық алаңы» провел антикоррупционный мониторинг сферы реализации молодежной практики в Алматинской области.

Нужно отметить, что сегодня государство стремится упорядочить те меры, которые направлены на решение вопросов занятости молодежи. В стране действуют несколько программ, например, “Жасыл ел”, Молодежная практика. Кроме этого, действуют Молодежные ресурсные центры, которые помогают молодым в поиске работы. Но, несмотря это, как показывает наш мониторинг, трудоустройство остается проблемой №1 для казахстанской молодежи.

Новые инициативы, которые озвучены Президентом, призваны заострить внимание госорганов к этой проблеме, а также повысить эффективность уже действующих программ.

Но, несмотря на это, к сожалению, сегодня государственные меры содействия занятости имеют систематические «промахи» и определенные упущения, что в свою очередь создают административные барьеры и коррупционные риски в данном направлении.

В число безработных попадают одни и те же люди, которые не могут трудоустроиться, в основном это молодые специалисты, не имеющие опыта работы.

Молодые специалисты не могут трудоустроиться, они вынуждены работать временно и после снова становиться безработными.

ПРОБЛЕМЫ ПРОХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПРАКТИКИ

Из года в год казахстанские выпускники вузов и колледжей сталкиваются с одной и той же проблемой – трудоустройство.

В свете этого проект «Молодежная практика» в рамках государственной программы «Дорожная карта» для них является возможностью, чтобы получить первичный трудовой опыт.

На «Молодежную практику» имеют право принимать организации различных форм собственности: и бюджетные, и коммерческие. Также предоставляется возможность по этой программе занятости переобучиться на более востребованную на рынке труда специальность или пройти переподготовку в рамках «Дорожной карты».

На сегодняшний день, в основном в деле занятости выпускников проявили активность именно государственные органы: акиматы, управления полиции, юстиции, налоговые управления, центры облуживания населения.

СТАТИСТИКА

Согласно статистическим данным в 2018 году сумма выделенных бюджетных средств на реализацию молодежной практики в Алматинской области составила 459, 3 млн., тогда как в 2019 году сумма выделенных бюджетных средств составила 599, 2 млн.

в 2019 году в Алматинской области из 1875 человек прошедших молодежную практику в государственные органы устроились 159 человек ( в которых они проходили практику), в иные организации (гос.органы, ИП,ТОО,КХ) трудоустроились – 402 человека.

АНОНИМНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

В рамках антикоррупционного мониторинга был проведен анонимный социологический опрос, охвативший 200 выпускников (молодых специалистов) Алматинской области. Опрос показал, что 132 выпускника, проходившие молодежную практику на сегодняшний день так и не нашли постоянную работу, 32 из них устроились на государственную службу, а 36 ушли в сферу предпринимательства.

98 опрошенных отметили, что их основная специализация не соответствует месту прохождения практики, то есть многие из них являясь дизайнерами, повар-кондитером, инженером, машинистом, связистом, дефектологом проходили молодежную практику в государственных учреждениях.

172 опрошенных выпускника отметили, что в период прохождения молодежной практики конкретно по своей специализации не занимались, а выполняли иные работы (ксерокс, печатание текстов, подшивка документов).

86 опрошенных выпускников отметили, что срок прохождения молодежной практики, то есть 6 месяцев является слишком коротким.

Вместе с тем, в рамках опроса выпускники обозначили и свои предложения, так некоторые выпускники предложили, чтобы по итогам прохождения практики при наличии вакансии они имели первоочередное право на эту вакансию, некоторые же предложили, чтобы эту процедуру полностью автоматизировали.

В рамках опроса, выпускники обозначили и свои недовольства. По словам молодых специалистов, изначально при приеме документов и при выборе места, где будет проходиться молодежная практика выпускникам приходиться «упрашивать», чтобы включили в список и направили в тот или иной государственный орган.

В период прохождения самой молодежной практики, молодые специалисты по большей степени не набираются профессионального опыта,

так как ведут работу «курьера», «подай – принеси», работы по ксерокопированию и тд.

Кроме того, после окончания молодежной практики молодые специалисты должны предоставить в государственный орган справку, подтверждающий документ о трудоустройстве, независимо от того, это государственный орган или иные организации.

В данном случае, создается «мнимое» представление о реальном трудоустройстве молодых специалистов.

То есть на практике, это может выглядеть следующим образом: выпускник со специальностью «местное государственное управление» проходит молодежную практику в государственном органе, а после окончания вследствие временного рабочего места, уходит работать в частный сектор.

Или же, как установил мониторинг, выпускник с дипломом дизайнера проходит молодежную практику в сельском акимате одного из районов Алматинской области, а после окончания молодежной практики не может найти работу, поскольку профессия не востребована.

ВЫЯВЛЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ В ДАННОЙ СФЕРЕ

Антикоррупционный мониторинг также выявил коррупционные риски в нормативных правовых актах, которые регулируют данную сферу.

На практике очередность на молодежную практику ведется в бумажном виде, отсутствует единая база, к которой имели бы доступ все выпускники вузов. Кроме того, документы принимаются нарочно, что в свою очередь свидетельствует о «прямом контакте», который может привести к коррупционному факту.

По инициативе работодателя выпускник, принятый на молодежную практику, может быть принят на постоянную работу до окончания срока заключенного трудового договора.

Вместе с этим, отсутствуют основания для отказа в приеме документов, что в свою очередь также создает почву для возникновения коррупции.

Согласно вышеуказанных Правил, на молодежную практику направляются безработные в возрасте не старше 29 лет в течение 3-х лет после завершения обучения.

Продолжительность молодежной практики – до 6 месяцев.

В данном случае, наличие термина «до 6 месяцев» создает условия для коррупции, поскольку работодателю дается возможность поставить срок прохождения молодежной практики на свое усмотрение.

Реализация программы «Молодежная практика» впервую очередь ставит перед собой цель, чтобы выпускник, только окончивший вуз на момент прохождения молодежной практики набрался впервую очередь практического опыта. Ведь по праву, это считается его первым официальным рабочим местом, где его должны обучить, где он должен укрепить свои

знания, полученные в вузе. Ведь, именно с этого момента складывается его представление, мнение и отношение к работе. Сегодняшние молодые специалисты – это завтрашние депутаты, министры, директора, учителя, врачи.

А на деле у нас выглядит другая картина, мы видим, что реализация этой программы отошла от качества и перешла к количеству, то есть сейчас просто идет гонка за показателями и цифрами, то есть, сколько молодежи проходит практику, а дальнейшая судьба и вопросы эффективности прохождения самой молодежной практики никто не задумывается.

По итогам проведенного мониторинга Проектный офис «Жетісу-адалдық алаңы» все предложения и рекомендации направит в Министерство труда и социальной защиты и населения РК, а также итоги мониторинга предоставит акиму Алматинской области.